(Данный опрос проводился исключительно в рамках этого сайта)
Цель нашего опроса заключалась в том, чтобы выяснить на сегодняшний день самого лучшего поэта, из тех, которые давно или недавно ушли из этого мира в мир вечный. На первый взгляд список предлагаемых поэтов кажется необычным. Так и есть. В этот список были включены не только поэты традиционно-классические, когда-то читавшие свои произведения перед народом (Есенин, Рубцов, Ахматова и т.п.), но и авторы-исполнители, барды, такие как Окуджава, Цой, Летов, исполнявшие свои песни, как под гитару, так и в музыкальных коллективах, группах. Многие, наверное, спрашивают, а почему именно Цой, Летов? Почему не Майк Науменко? Почему не Константин Кинчев? Почему ни какая-нибудь Оксана Пушкина, которая писала песни для известной рок-группы «Ария»? Почему нет Шевчука? Макаревича?.. Ну, про Шевчука и Макаревича могу сказать – они ещё с нами, хоть уже и прижизненные классики. Всё-таки речь идёт именно о тех, кого уже нет в живых. А те которые ещё творят и сотворят по праву достойны, войти в наш следующий опрос, – о поэтах современниках. И всё же вернусь, к тому, почему именно выбраны Те, а не Другие… Всё очень просто! Те поэты, которые здесь представлены, в сравнении с другими тогдашними и нынешними музыкантами, отличаются всего-навсего тем, что они писали именно стихи, а не тексты. Яркий пример – Высоцкий, который наряду с Булатом Окуджавой как бы стал родоначальником, основателем этого музыкально-литературного течения. Александр Башлачев, к примеру, - продолжатель традиций Владимира Семёновича пошёл ещё дальше, и стал по праву, наверное, первым российским рок-бардом, исполнявшим свои песни под гитару. Истоки русского шансона так же тянуться со времён Высоцкого, Галича, певца Аркадия Северного. Тут надо отдать должное и знаменитому Михаилу Кругу, одному из продолжателей славных традиций блатной песни. Не надо забывать и поэтов-песенников. Вспомним Михаила Танича, который писал тексты для многих известных эстрадных певцов, а так же для своей группы «Лесоповал». Поэтом-песенником был когда-то и Сергей Трофимов, кстати говоря. Сейчас же Трофимов успешно сам поёт свои песни. Теперь ещё немного о рок-исполнителях. И вот, как я уже говорил, почему тут Цой, а допустим не Науменко. Цой – это целая эпоха. Отдельная мерка. Легенда, взлетевшая до небес. Звезда, которая не угаснет! Его философские и романтические песни – это стихи, спетые под музыку. В полной мере это можно сказать и про Игоря Талькова. А вот такие как Майк Науменко (знаменитый питерский тусовщик тех времён), Гребенщиков Борис, Кинчев Константин, или озорной панк Яцына Павел, лидер «Красной Плесени» – они обычные текстовики. Хоть для кого-то это воспримется болезненно и покажется не справедливо так отзываться об этих, несомненно, талантливых людях… Те кто любит их творчество, вправе не соглашаться со мной. Но написать прикольный текст под классную музыку – ещё не значит, что ты поэт. Послушайте их песни, вслушайтесь, вдумайтесь, а потом просто прочитайте их текст. Да в некоторых песнях этих музыкантов есть что-то своё, особое! Но только пока звучит музыка, пока слышен их своеобразный голос. Если же текст именно прочитать, а не спеть – приходит полное разочарование. А потом сравните с текстами авторов, которые были размещены в опросе – увидите, разница получается просто колоссальной! Про такой вид поэзии можно говорить много, оспаривать, обсуждать, осуждать, что мол, вообще песня слабее стихотворения… и высокой поэзией не пахнет. Нет! Я считаю, что это престарелое заблуждение! Есть хорошие стихи. Есть плохие стихи. Так же и с песнями. А бывает и так что песни, которые ты когда-то слушал, открываются твоему сознанью в полной мере только тогда, когда ты их прочитаешь! Да, бывает и такое. Когда слушаешь можешь что-то упустить, а вот когда читаешь - есть время вдуматься в каждое слово. Прочитайте книгу нашего поэта-современника Андрея Макаревича. Называется «стихи и песни». Вы поймёте; что читать бывает намного интересней и впечатляюще, чем прослушивать очередной трэк «Машины Времени» из альбома середины 90-х. Что же касается традиционных поэтов, то тут что-то новое поведать вам, увы, не получиться. Потому просто перефразирую тоже самое, о чём говорили не одну тысячу раз: такой литературный вклад, такой труд, который нам оставили Пушкин, Лермонтов, Некрасов – бесценен! Добавить нечего. Чего же боле… Что я могу ещё сказать. И всё-таки мастером слова и клинка по итогам нашего сайтовского опроса оказался лидер скандально-известной группы «Сектор Газа» - Юрий Николаевич Хой! Честно сказать, это было неожиданностью. Но народ знает, за кого отдать свой голос. Подставок здесь никаких нет, да и ни к чему они нам, и незачем нам их делать. Юрий Хой – автор всех песен, поэт, певец, музыкант, - он не боялся затрагивать самые откровенные, самые щекотливые, самые волнующие стороны нашей жизни. Его песни были написаны самым простым, самым общедоступным, народным языком! Хоя, а точнее то о чём он поёт, понимают все без исключения. Он был открытым человеком, как на сцене, так и за кулисами. И если в песне звучит матерщина, значит ей место там быть. Мы все люди. Все мы знаем матерные слова. Но он первый кто осмелился так широко заявить о себе на всю территорию бывшего СССР, используя такие приёмы, как вульгарную брань и матерщину, не испугавшись и не стыдясь, потому как – то, что он делал, это не стыд! Наоборот, это исскуство – только очень интимное. Он сам сравнивал с тем, когда люди смотрят порно и слушают «Сектор Газа». Смотреть порно или слушать песни этой группы – дело каждого. Не все песни Хоя были построены на фундаменте матного фольклора. Есть песни и на философские и на любовные темы. Есть песни о жизни, есть весёлые, есть грустные. Много песен он написал на мистические темы. И всё же я считаю, даже там, в тех песнях, где есть матерные строки – они только утверждают, а не отталкивают человеческое мироощущение, показывая, в конкретных ситуациях, истинное восприятие нашей окружающей действительности. Матерщина неприемлема, лишь только тогда, когда она ни к месту, ни по делу, когда она режет слух и отвращает разум. Но Юрий Николаевич писал песни именно так, что даже там где воняют носки, или пахнет самогонным перегаром; воображается что-то свойское, умиротворяющее, близкое по духу русскому народу. Такие интригующие темы мог так мастерски описать и преподнести только он один. Гений своего рода! Истинный Гений! С лёгким и в тоже время глубочайше-проникновенным смыслом своих песен, он остался в миллионах людских сердец, как самый честный, самый откровенный, в доску свой человек. Его поэзия живёт в каждом из нас! Просто иногда мы стесняемся в этом себе признаться.
С уважением, Александр Михайлович Волков.
|