Российский и советский певец, композитор, поэт, киноактёр. Сотрудничал с группами «Апрель», «Калейдоскоп» и «Электроклуб». После исполнения песни «Чистые пруды» на фестивале «Песня года» стал известен широкой публике. Для исполнения собственных песен И. Тальков в 1987 году создаёт группу «Спасательный круг», с которой едет на гастроли с программой, состоящей из двух частей: песни гражданского звучания и лирика. К 1989 году им было написано более двухсот песен. Убит 6 октября 1991 года в Санкт-Петербурге во время концерта во Дворце спорта «Юбилейный».
Род Тальковых принадлежал к дворянскому сословию, дед Игоря был военным инженером, дяди — офицерами царской армии. Родители Игоря (отец — Владимир Максимович, мама — Ольга Юльевна) были репрессированы и познакомились в местах заключения, там же родился его брат Владимир. После реабилитации семья была отправлена для дальнейшего проживания в рабочий посёлок Щёкино Тульской области с запретом на другое место жительства. Здесь И. Тальков окончил среднюю школу (1974), одновременно (в 1966—1971) занимался в Щёкинской музыкальной школе (по классу баяна). Из школьных предметов ему нравились литература, история и география, а математика и физика были нелюбимыми уроками. В школьные годы Игорь мечтал стать хоккеистом и для этого серьёзно тренировался. В 1972 году он приехал в Москву, чтобы поступить в школу ЦСКА или «Динамо», но не прошёл отбор.
Музыку Игорь любил с самого раннего детства. Он ставил стул, на него одну на другую клал две кастрюльные крышки, на ногу помещал крышку от банки и ещё одну крышку клал на пол. Таким образом, стул использовался как барабан а крышки как тарелки и педаль к бас барабану. Также вместе с братом Игорь устраивал концерт, где зрителями были игрушки, а музыкальными инструментами — стиральная доска (баян) и железные тарелки (барабан). Первым настоящим музыкальным инструментом И. Талькова стал купленный родителями баян «Киров».
Высшего музыкального образования не имел. В школе он играл в ансамбле «Гитаристы», руководил хором. В старших классах школы Игорь играл на фортепиано и гитаре, позже им самостоятельно были освоены бас-гитара, скрипка, барабаны. Любимым инструментом был саксофон. Нотной грамоты Игорь не выучил, о чем жалел, но быстро воспринимал мелодии на слух и через несколько минут мог их воспроизвести. После того как в детстве И. Тальков однажды сорвал себе голос, он стал у него хриплым. Сходив к врачу, он узнал, что у него хронический ларингит. Игорь делал специальную дыхательную гимнастику и разработал голос, но всё же в будущем после концертов он иногда совсем не мог говорить.
Песни Игорь начал писать с 1973 года: первой песней была «Мне немного жаль», после этого было создано много различных набросков, а в 1975 году была написана баллада «Доля» о судьбе человека в мире, которую автор считает своей первой профессиональной работой. В шестнадцать лет он создал с друзьями вокально-инструментальный ансамбль «Былое и думы». После окончания школы Игорь стал участником тульской профессиональной музыкальной группы «Фанты», которой руководил Г. Васильев. На репетициях музыканты играли по нотам с листа, и поэтому ему пришлось учить нотную грамоту, которую он упустил в музыкальной школе. Это удалось сделать за одно лето.
Игоря привлекал театр. После окончания школы он поехал в Москву, чтобы поступить в театральное училище, но столкнулся с трудностями при сдаче экзамена по литературе, так как не был знаком с текстом романа М. Горького «Мать». Тогда в 1975 г. И. Тальков становится студентом физико-технического факультета Тульского пединститута (специальность 2120), где учится в течение одного года, но потом понимает, что у него нет тяги к точным наукам. После ухода из Тульского пединститута в течение года он учился в институте культуры в Ленинграде, но система образования не могла его устроить.
В детстве И. Тальков верил в коммунизм, и родители не хотели его переубеждать. Однажды когда мама Игоря высказала своё недовольство правлением Л. Брежнева, её сын сказал, что уйдёт из дома, если подобное произойдёт ещё раз. Осознание того, что эти идеалы были ложными, стало для Игоря болезненным.
В 1975 году И. Тальков выступил с критикой политики Л. Брежнева на площади в Туле. Неприятностей с советской системой удалось избежать с помощью известного велогонщика Анатолия Кондратьева, с которым Игорь играл в одной тульской музыкальной группе. Дело Талькова не было доведено до суда, однако его, как «неблагонадежного интеллигента», отправляют служить в стройбат в подмосковное Нахабино.[9] В свободное от службы время И. Тальков пишет песни и репетирует с созданным им ансамблем «Звёздочка».
Отслужив в армии, Игорь вернулся в Щёкино, а оттуда отправился на заработки в Сочи. Здесь он стал лидер-вокалистом в ресторане гостиницы «Жемчужина». И. Тальков подрабатывал здесь и в других ресторанах, но решив для себя, что играть на заказ - унизительно, с 1982 года перестал давать выступления в подобных местах.
С 1976 года И. Тальков начинает выступать на профессиональной сцене: ездит на гастроли по маленьким городам страны с группами «Апрель» и «Калейдоскоп». Многие песни были написаны в это время, но исполнять их не было возможности. Во время одной из репетиций группы «Апрель» на гастролях по Таджикистану колонки сильно фонили. Группа последовала совету заземлить аппаратуру на силовой ящик, винт от которого местный электрик определил как точку заземления. Не догадываясь о том, что это была силовая фаза промышленного напряжения в 380 В, «Апрель» дал выступление. После концерта Игорь поклонился публике и ушёл за занавес. Вдруг из-за удара током он отдернул руки от микрофона, потерял сознание и упал. Товарищам довольно быстро удалось привести его в чувства, но некоторое время после этого он опасался брать микрофон и просил заматывать его изоляцией.
В 1980 году директор клуба «Наука» в Москве пригласил Игоря выступить на дискотеке. Здесь И. Тальков прочитал свою трилогию «Дед Егор». Фабулу произведения автор определил так:
«Старый большевик попал в опалу, запил и „прозрел“. Смотрит он из окна на улицу, на людей и рассуждает о границах, о своих и чужих, о том, что все ощущают боль одинаково, одинаково радуются. У всех одна голова и пять пальцев на руке, а мы всё стараемся разделиться, размежеваться.» После этого выступления директора клуба уволили, а Игоря не приглашали выступать на дискотеках.
В 1983 году Игорь летел на концерт в Тюмень со своей группой. Когда самолёт попал в грозовое облако, все начали волноваться. Тогда Тальков сказал:
«Не бойтесь. Пока вы со мной, вы не погибнете. Меня убьют при большом стечении народа и убийцу не найдут». В 1984 году он выступает в группе, которая аккомпанирует певице Л. Сенчиной, и параллельно этому работает аранжировщиком у Стаса Намина. В 1986 году становится солистом (совместно с И. Аллегровой) и аранжировщиком в группе «Электроклуб», созданной Д. Тухмановым. Осенью 1987 года группа «Электроклуб» заняла второе место на фестивале популярной музыки «Золотой Камертон».
В 1987 году песня Д. Тухманова «Чистые пруды» в исполнении И. Талькова попала в передачу «Песня года», после чего к Игорю пришла известность лирического музыканта. Но большая часть песен, которые писал Игорь, совсем не была похожа на «Чистые пруды», и для того, чтобы их исполнять, он уходит из «Электроклуба» и создаёт собственную группу «Спасательный круг». Группа едет на гастроли по России с программой, которая состоит из двух частей: песни гражданской тематики и лирика.
В свободное время Игорь изучал историю России по материалам, которые он самостоятельно разыскивал в архивах и библиотеках. Для этого он обязательно выделял хотя бы два часа в день. В доме И. Талькова собралось немало российских и зарубежных исторических мемуаров, воспоминаний, исследований, статистических данных. Таким образом, он исподволь накапливал информацию, а потом молниеносно происходил процесс написания песни. Так, после одной бессонной ночи, Игорь буквально за две минуты написал песню «Россия», ни разу не исправив ни одной строки.
В 1988 году программа «Взгляд» организовала сборный концерт во Дворце спорта в Лужниках. В числе приглашённых артистов был и И. Тальков. Согласно договорённости, его выступление должно было состоять только из одной песни «Примерный мальчик» из репертуара В.Леонтьева, но вместо приблатненной песенки ни о чем он спел те песни, которые сам считал необходимыми зрителю на тот период. С ужасом во взгляде В.Листьев наблюдал за тем, что происходило на авансцене и в зале. Публика ликовала, не отпускала, несмотря на неоднократные попытки "взглядовцев" прервать выступление. В конце концов им это удалось, Тальков вынужден был уйти со сцены, люди кричали: "Еще!". Комсомольцы кричали: "Хватит!"...
В 1989 году ведущий телепрограммы «До и после полуночи» В. Молчанов, включил клип на песню «Россия», снятый съёмочной группой телепрограммы, в свою передачу. После этого аудитория узнала Поэта Талькова, он стал известен, как автор и исполнитель разноплановых песен.
Оценив актёрские данные И. Талькова после просмотра клипа на песню «Россия», кинорежиссёр Салтыков пригласил его на главную роль в фильме «Князь Серебряный» (впоследствии переименованный в «Царь Иван Грозный»). Но после смены режиссёра сценарий был изменён и стал лишь отдалённо напоминать роман А. К. Толстого, приобретя отчасти пародийный характер. Игорь не закончил своей роли, отказался её озвучивать и на презентации фильма в 1991 году попросил прощения у А. К. Толстого и зрителей за то, что принял участие в съёмках.
Параллельно съёмкам в этой картине И. Тальков работал на картине «За последней чертой», играя предводителя банды рэкетиров. Игорь хотел сыграть в этом фильме положительного героя, но ему поставили условие, что для этого он должен постричься, сбрить усы и бороду, и он отказался.
В 1990 году в «Песне года» прозвучала песня «Бывший подъесаул». Перед исполнением этой песни на одном из концертов, Игорь рассказал о том, кому она посвящена:
«Бывший царский офицер Ф. К. Миронов, Георгиевский кавалер, герой Русско-японской войны, в 1917 году изменяет присяге, срывает с себя ордена, золотые погоны и кресты и идёт воевать за так называемую „народную“ власть». 22 августа 1991 года в дни августовского путча И. Тальков выступал со своей группой «Спасательный круг» на Дворцовой Площади в Санкт-Петербурге. Были исполнены песни «Война», «Я вернусь», «КПСС», «Господа демократы», «Стоп! Думаю себе!», «Глобус», «Россия».
И. Тальков передал Б. Ельцину через его личного врача запись песни «Господин президент». В этой песне читается разочарование политикой первого президента России, на которого Игорь в первое время возлагал большие надежды.
Накануне гибели, 5 октября, Игорь выступал один с акустическим концертом в техникуме в Гжели. Это был последний выход И. Талькова на сцену.
По словам Татьяны Тальковой 3 или 4 октября Игорю позвонили по телефону, и разговор был закончен ответом Игоря: «Вы мне угрожаете? Хорошо. Объявляете войну? Я принимаю её. Посмотрим, кто выйдет победителем».
На концерте, проходившем 6 октября 1991 года в Санкт-Петербурге во Дворце спорта «Юбилейный» выступали многие исполнители. Подруга певицы Азизы по её просьбе попросила И. Талькова выступить первым, так как Азиза не успевала подготовиться к выходу.[18] Игорь позвал к себе в гримёрку телохранителя певицы — И. Малахова, и между ними произошёл словесный конфликт. После этого двое охранников И. Талькова увели И. Малахова из гримёрки. Игорь начал готовиться к выступлению, но через несколько минут к нему прибежал его директор — В. Шляфман с криком о том, что И. Малахов достал пистолет. И. Тальков вытащил из сумки газово-сигнальный пистолет, который приобрёл для самообороны, выбежал в коридор и, увидев, что его охрана находится под прицелом И. Малахова, сделал в него три выстрела. Телохранитель Азизы пригнулся, и охранники, воспользовавшись этим промедлением, стали его обезвреживать. Тогда он сделал два выстрела, но они попали в пол. Охранники стали бить стреляющего и, закрывая голову, он уронил свой пистолет. Через несколько мгновений раздался ещё один выстрел, который попал в сердце И. Талькова. Когда прибыла скорая помощь, врач сразу установил биологическую смерть.
Городская прокуратура возбудила уголовное дело. И. Малахов, объявленный в всесоюзный розыск, добровольно прибыл с повинной. В декабре 1991 года с Малахова было снято обвинение в преднамеренном убийстве. После проведения экспертиз в апреле 1992 года было установлено, что последний выстрел сделал В. Шляфман. После этого он эмигрировал в Израиль, с которым у России в то время не было договора об экстрадиции, и дело об убийстве было приостановлено. Тальков был похоронен 9 октября 1991 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
В своей книге «Монолог» Тальков пишет, что до 1989 года его называли антисоветчиком, а после исполнения песни «Россия» стали причислять к антисемитам. После успеха песни «Чистые пруды» Игорь представлялся зрителям исключительно в образе лирического музыканта, и, когда он начинал исполнять свои "резкие" песни гражданской тематики, многие зрители недоумевали.
В. Курылёв назвал его «обычным эстрадным карьеристом», «пошлым конъюнктурщиком», а также заявил, что его песни «не представляли почти никакой художественной ценности».
А. Макаревич на вопрос «как он относится к Талькову?» ответил: «никак». Также он охарактеризовал его как «насквозь картонного» и обосновал свою позицию следующим образом: «Пока на дворе стоял совок, и у нормальных команд были проблемы, он пел исключительно про Чистые пруды. А после перестройки, когда всё стало можно, вдруг таким смелым оказался...».
Журналист М. Кононенко, известный под псевдонимом Mr.Parker, в своей статье «Кто убил Игоря Талькова?» назвал творчество Игоря «лапидарной и прямолинейной социальщиной», «положенной на сусальную электрическую музыку». По его мнению, И. Тальков - «средненький певец, посредственный композитор и очень плохой поэт», а его тексты «напоминают фельетоны в журнале «Крокодил»...за что его и любил народ» (последний кратко охарактеризован Коротенко как «обычное невежественное быдло, которое все свои нерешаемые проблемы сваливает на правительство»). Автор статьи получил более шестисот писем-откликов. Ответом на эти письма стала новая статья с заголовком «Я убил Игоря Талькова». В своей статье Кононенко пообещал представить письма читателей в Интернете, но обещание им выполнено не было.
Представители консервативных православных движений почтительно относятся к Талькову, как к музыканту, который одним из первых начал петь о Боге со сцены. Утверждается, что некоторые представители Церкви даже начали рассуждать о его канонизации, а другие считают эти размышления неправомерными.
К. Кинчев написал, что они не были знакомы, но что он относится к Талькову «как к талантливому музыканту», «а к его гражданской позиции - с пониманием», хотя «поэзия Талькова ему не нравится», и творчество Игоря не оказало влияние на его песни.
Ю. Шевчук также признался, что не был с ним знаком, и добавил, что «Талькова все понимали, потому что он был немного «плакатен», говорил просто и грубо, хотя от души, конечно, от сердца». Когда к лидерам групп Алиса и ДДТ обратились с предложением принять участие в концерте, посвящённом памяти Игоря, они ответили согласием.
Артур Михеев (Артур Беркут) рассказывал о том, что лично знал Игоря, что «он был отличным другом, великолепным музыкантом и просто нормальным парнем, каких сейчас практически не осталось», что «всегда любил и любит его творчество».
Писатель и литератор В. Бондаренко оценивает И. Талькова не как поэта, хотя по его словам среди текстов Игоря «есть немало поэтических жемчужин», а как «символ попытки возрождения национальной России в конце ХХ века». Журналист пишет, что уверен в том, что «в любом ностальгическом "белогвардейском" тексте песен И. Талькова первичен не восторг перед драгунскими мундирами и великосветскими дамами, а национальный русский протест против угнетения народа», что Игорь «бил по всему мешающему русскому народу жить».
22 июля 1979 году И. Тальков познакомился со своей будущей женой Татьяной, пригласив её на танец в кафе «Метелица». Игорь участвовал в передаче «А ну-ка, девушки» в качестве музыканта и пригласил Татьяну сняться в массовке. В 1987 году состоялась свадьба. В счастливом браке семья прожила несколько лет; родился сын Игорь, которого Игорь обожал. После смерти мужа Татьяна пробовала учится на психолога, но потом оставила этот замысел. С. Говорухин предложил ей поработать во время съёмок одного из своих фильмов. С этого времени Татьяна работает ассистентом режиссёра в кинокомпании «Мосфильм».
Когда Игорь умер, его сыну было девять лет. В одном из интервью он признался, что в то время не хотел заниматься музыкой. Со слов Игоря Талькова младшего его увлечение музыкой началось с пятнадцати лет. Вначале он нашёл синтезатор отца и из любопытства стал разбираться в принципе звучания инструмента. Со временем он освоил этот инструмент и стал писать песни. В 2005 году вышел его первый альбом «Надо жить». Альбом состоит из восемнадцати песен, пятнадцать из которых - произведения самого И. Талькова младшего, а три - песни его отца в новой аранжировке. Музыкант даёт концерты, и в конце каждого из них исполняет песни, написанные его отцом.
5 марта 1993 года по инициативе почитателей таланта Игоря и при поддержке его семьи и близких при Международном славянском культурном центре в Москве был создан музей И. Талькова. Адрес музея: г. Москва, Черниговский переулок 9/13 (м. Новокузнецкая или м. Третьяковская). Музей расположен на территории Международного Фонда Славянской Письменности и Культуры в палате XVII века.
Основу экспозиции составляют фотографии, документы, рукописи и личные вещи музыканта. В день открытия музея Татьяна Талькова передала музею вещи Игоря: мундир офицера русской армии с георгиевскими крестами, в котором он выступал во время первой, социально-политической части своего музыкального спектакля «Суд» (где он судил всех вождей Советского союза), а также концертную куртку, сапоги и брюки, в которых он был в момент убийства. На одной из стен висит деревянный крест, который стоял на могиле Игоря до установки памятника. В музее находятся баян, на котором Игорь учился играть в детской музыкальной школе и аккордеон, на котором была исполнена песня «Чистые пруды» во время выступления на «Песне-87». Еще один экспонат — гитара, с которой он принял участие в конкурсе «Ступень к Парнасу» в 1989 году с песней «Родина моя». Среди других экспонатов — рукописи стихов, записи дневникового характера, письма к матери из армии и гастрольных поездок, дипломы лауреата Международного музыкального конкурса «Ступень к Парнасу» (1989) и конкурсов «Песня года» (1989—1991), трудовая книжка, афиши и программки, билет на роковой концерт, пластинки разных лет с авторскими дарственными надписями родным и близким, книги, сборники стихов и публикации в прессе. В музее можно увидеть редкие концертные записи, кадры из фильма «Царь Иван Грозный», фрагменты из книги «Монолог» и интервью разных лет.
Мемориальная доска на стене ДС "Юбилейный"В Санкт-Петербурге на дворце спорта Юбилейный установлена мемориальная доска с надписью «Вечная память погибшему за Россию поэту певцу и композитору Игорю Талькову от русского народа и русской партии». Каждый год 6 октября в 18 часов монахи Александро-Невской лавры служат здесь поминальную литию.
Скульптор А. Кузнецов в 2003 году создал скульптурную композицию под названием «Набат России». Она представляет собой полуразрушенный храм, на фоне которого стоит И. Тальков, в одной руке держа гитару, а в другой — набат. Первоначально предполагалось установить памятник в Самаре, но после вмешательства руководителя департамента культуры мэрии Тольятти В. Колосова было решено поставить его в Тольятти. О такой возможности писали в 2006 году, но планы не были воплощены в жизнь.
Московский художник В. Балабанов создал картину «Тальково поле», на которой И. Тальков изображён с поднятой вверх рукой. Над ним белый голубь в схватке побеждает чёрного, звенят колокола, а на фоне двигается воинская рать.
Именем И. Талькова названа школа № 11, в которой он учился.
В деревне Шельпяки Нововятского района города Киров одна из улиц названа в честь музыканта.
В 1992 году вышла книга И. Талькова «Монолог», в которой он делится своими мыслями, исследованиями и описывает случаи, повлиявшие на его жизнь. В 2001 году появилось второе издание книги с тем же содержанием, но дополненное фотографиями, записями из дневника и текстами неизданных песен. Также сюда включена статья Татьяны Тальковой «Хроника трагического дня. Почему убийца Талькова так и не предан суду».
В 1993 году была издана книга «Оборванная струна». Первая часть книги — это биография В. Цоя и тексты его песен, вторая — биография и тексты песен И. Талькова. Между двумя частями, в середине книги расположены фотографии музыкантов.
В 1998 году издательство «Фирма Алеся» выпустила книгу воспоминаний матери и брата И. Талькова «Я воскресну и спою…». В 2001 году к первому изданию были добавлены ноты песен и очерк о музее, и книга была переиздана под названием «И расцветёшь… Великая Россия!» (издательство «Сайгония»). В 2006 году издательство «Эксмо» выпустило третий вариант книги, дополнив предыдущие фотографиями из семейного архива и фрагментами интервью. Книга получила название «Крестный путь Игоря Талькова».
Также выходили различные нотные издания с песнями И. Талькова.